Хозяин «Аленького цветочка»

26.11.2015

80

Автор:

Хозяин «Аленького цветочка»

Виктор Михайлов о том, чему детей и взрослых учат куклы

Самара в очередной раз доказала высокий уровень образования. Как в школе, так и в дополнительном образовании. Недавно с победой во Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Сердце отдаю детям» вернулся педагог центра внешкольной работы «Крылатый», руководитель театра юного зрителя «Аленький цветочек» Виктор Михайлов. Он рассказал «СГ» о себе, творчестве и секретах педагогического мастерства.

— Я еще ребенком пришел в центр внешкольной работы «Крылатый», что в Кировском районе, — вспоминает Виктор Николаевич. — Когда в 1985 году узнал про открытие там кукольного кружка, то подумал, что это нечто девчачье. Потом посмотрел маленький отрывочек из спектакля и захотел сам играть. Можно сказать, что с тех самых пор я здесь. Впрочем, был перерыв на учебу в самарской академии культуры, службу в армии, год работы в театре-студии «Школа звезд» ЦДТ «Металлург». Но в 2000 году вернулся сюда. К тому времени Людмила Ивановна Зерук — основатель театрального кружка — в силу возраста отошла от руководства. Я посмотрел на «Аленький цветочек» уже как дипломированный специалист и понял, что это мое.

— Откуда такое название — «Аленький цветочек»?
— Сначала это был просто кукольный кружок, безымянный. Но в 90-е годы мы защищались на звание образцового коллектива и показывали спектакль «Аленький цветочек». Он был очень хорошо принят. И после того как статус коллектива вырос, мы решили назвать его «Аленький цветочек». Ведь это очень добрый символ — символ веры, надежды, любви.
Конечно, сейчас, когда мы привозим на фестивали спектакли «Принц и нищий» Марка Твена, «Звездный мальчик» Оскара Уайльда, то нам тонко намекают, что название несколько диссонирует с репертуаром. Возникала мысль поменять, но все же решили оставить наше историческое название. И в этом есть какая-то тайна…

Кстати, наш «Аленький цветочек» уже дал побеги: я открыл драматическую студию в ДШИ №8 «Радуга» и организовал спутник нашего театра — кукольное направление для начальной школы в ДШИ №4. 

— Ваши куклы очень живые, яркие и натуральные. Причем изначально вы, кажется, делали их сами вместе с ребятами и супругой из папье-маше?

— Так мы и сейчас продолжаем сами делать кукол и декорации. Супруга шьет костюмы. Я отвечаю за механику. Техника изготовления в целом не изменилась. Но теперь нам помогает профессиональный художник, бутафор Самарского театра кукол Анна Букалова.

— В репертуаре вашего театра есть серьезные классические произведения. Их и «живым» артистам сыграть сложно, не говоря уж о том, чтобы через куклу передать все эмоции, чувства, переживания…

— Уровень театра видится по репертуару. В детском театре сложно держать серьезный классический материал. Но даже глубокомысленное произведение можно правильно раскрыть перед ребятами.

У нас есть спектакли для детских садов: «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «По щучьему велению», «Маленькая баба-яга» по Пройслеру. Причем родился этот спектакль из рабочего момента, когда мы оживляли разные предметы — сковородки, корзинки, мячи — и делали из них кукол. Для среднего школьного возраста у нас поставлены «Аленький цветочек», «Принц и нищий», «Звездный мальчик», «Король Лир». Для старшеклассников есть «13-я звезда» Виктора Ольшанского.

Передать все чувства и смысл через куклу — это сложно! Этим мы и отличаемся от театра драмы: все, что есть в тебе, ты должен вложить в куклу.

— Но ведь вы учите не только управлять куклой?
— Действительно, когда ребенок приходит в художественную школу, он учится владеть кистью, в музыкальную школу — играть на инструменте. А что является инструментом для ребенка, который пришел в театральную студию? Как говорил Немирович-Данченко, «театр — это разговор человека с человеком о человеке». То есть инструментом становится человек — сам ребенок. Он должен познать себя, научиться владеть собой, своей психофизикой, речью, пластикой, головой в первую очередь. Ведь чем больше в голове, тем глубже в душе, а соответственно, выразительнее на сцене. Мой первый учитель в институте Александр Золотухин заложил мне эти основы понимания профессии. Он нам говорил, и мои дети знают, что с пустыми глазами на сцену выходить нельзя. И я всегда напоминаю ребятам, что Евгений Миронов менял по три рубашки за спектакль, с какой самоотдачей играл Высоцкий и другие великие артисты.

— А какие ребята приходят к вам?
— Самые разные. Отбора нет. Начинаем работать с самого человека, познания себя, с рук, пробуждения фантазии и желания творить. Моя задача — развить то, что есть. Потом постепенно вводишь в спектакль. Если же ребенок талантлив, сразу берешь. У нас таких добрая половина. В основном я работаю с ребятами 10 лет. Но интересно с разными возрастами. А старшие ребята — это особый мир. И для многих из них наш театр становится ступенькой в профессию артиста, режиссера. Так, например, в «Самарской площади» работают наши Сергей Булатов и Сергей Борзяков. Кстати, мы вместе с ними поставили новый профессиональный спектакль «По щучьему велению» для Дома актера.

— Как признались ваши воспитанники, они нисколько не удивились победе в конкурсе «Сердце отдаю детям», а только искренне обрадовались, что жюри городского, областного и всероссийского этапов по достоинству оценили вашу работу. Но при этом добавили, что вы лучший во всех номинациях, а не только в «Художественной».

— (Смеётся.) Это потому, что мы в детские дома ездим, с приютами дружим. Туризмом, краеведением занимаемся. Спортивное направление тоже нас касается, ведь декорации и куклы не килограмм весят, а их надо с четвертого этажа опустить, погрузить, установить, сыграть, размонтировать, погрузить, поднять. То есть все направления деятельности дополнительного образования представлены в нашем коллективе.

— Вы в числе лучших, а что, по-вашему, нужно, чтобы таким оставаться?
— В наше «смутное» время, когда материальное делает нас озлобленными, а сердца превращает в камень, важно не потерять человеческое лицо и продолжать любить детей, людей, свое дело искренне, ярко, заразительно. Еще стоит отметить, что педагог допобразования отличается от школьного, потому что у нас есть больше возможности индивидуально поговорить с ребенком. У нас другая обстановка, другой уровень общения. Мы здесь друзья и действительно отдаем свое сердце, иначе ребенок не раскроется.

— Обилие наград, Гран-при во всероссийских и международных конкурсах показывают, что «Аленький цветочек» — это уже сложившийся детский театр.

— Да, у нас уже не кружок, а театр, в котором играют дети. Я стараюсь создать для ребят ауру настоящего театра, творческого процесса на высоком художественном уровне. А это требует и от них определенной доли ответственности, таланта, желания и настраивает на серьезное. Ведь мы не просто в куклы играем, а ставим спектакли. Потом мы показываем их в детских садах, школах. Постоянно участвуем в фестивалях и конкурсах. Только в этом году на четыре всероссийских фестиваля съездили: Вологда, Санкт-Петербург, Астрахань, Москва. Это стимулирует работу ребят, мобилизует их. Кроме того, поездки — это возможность показать ребятам другие города, окунуться в историю, искусство этих стран. Благодаря фестивалям дети побывали во многих городах России, в Европе. Это сплачивает коллектив. Поэтому мы живем как большая дружная театральная семья. И сейчас, к 30-летнему юбилею театра, на заработанные от выступлений средства мы делаем свой театр —  зрительный зал и сцену — для занятий и выступлений. Чтобы еще активнее работать и растить кадры для профессиональных театров. Только статуса нам не хватает…

На последний вопрос о том, какие из личных наград самые ценные, Виктор Николаевич произнес: «Слова моих выпускников». И вынес расписную деревянную полочку, на которой ребята нарисовали родословную театра: весь коллектив в развитии и семью руководителя — с супругой и двумя дочками, а с обратной стороны — искренние детские слова от тех, кому отдано сердце хозяина «Аленького цветочка».


«Сердце отдаю детям» — Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди работников дополнительного образования, проводимый Министерством образования и науки РФ совместно с Министерством спорта и Министерством культуры.
В этом году Самарскую область на конкурсе представлял победитель городского и регионального этапов Виктор Михайлов. Он стал финалистом, победителем в номинации «Художественная» и обладателем «Хрустального ключа».
По престижности для отрасли допобразования «Сердце отдаю детям» — это аналог конкурса «Учитель года».
А его победителем, напомним, стал преподаватель истории из Самары Сергей Кочережко.

Читайте также:

Общество

Что изменилось в законодательстве РФ с 1 апреля 2024 года

Рассказываем об основных нововведениях этого месяца

Общество

Как выстроить здоровые отношения с ребенком

Как установить правила и почему необходимо соблюдать личные границы

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации