Меч Отечества ковался в Самаре

26.12.2011

56

Автор: Светлана Внукова

Меч Отечества ковался в Самаре

В августе 2008-го один из стратегических бомбардировщиков Энгельсской гвардейской краснознаменной авиационной базы нарекли «Самарой». И теперь они дружат домами. Город Самара и авиабаза, к которой приписан «Самара» — самолет

Ту-95МС. «Bear», по кодификации НАТО. Или «Медведь», по-русски. Межконтинентальный бомбовоз и ракетоносец. Символ «холодной войны», самый быстрый из винтовых самолетов, способный поразить объект противника в глубочайшем тылу в любое время суток и при любых погодных условиях. Выпускали в Самаре. Замыслили на набережной Москва-реки. В знаменитом КБ Туполева.

АВТОРА!
Андрей Николаевич Туполев. Родился в 1888-м. В Тверской губернии. В семье нотариуса. Гимназия, Императорское техническое училище, воздухоплавательный кружок, первый собственноручно собранный планер, первый на планере этом полет… Перспективы, короче, просматриваются довольно отчетливо, но вмешалась политика.

Андрей Николаевич ТуполевЧерчилль как-то заметил: «Кто в юности не был революционером — у того нет сердца, кто в старости не стал консерватором — у того нет мозгов». У студента Императорского технического училища Андрюши Туполева сердце наличествовало, вследствие чего он был арестован и в административном порядке выслан из Москвы. На родину. Под негласный полицейский надзор. За участие в студенческих волнениях и распространение нелегальной литературы.

«Академ» длился три года. Накануне Первой мировой Туполеву позволили вернуться в училище. Окончил с блеском, но в другой уже совершенно стране.

Авиация, впрочем, и в Стране Советов не отменялась. Напротив, наркомат по военным и морским делам приказом за номером 84 предписывал «сохранить полностью для трудового народа все авиационные части и школы». А Туполев уже с 1916-го не только учится, но и трудится в авиационном, первом в России, расчетном бюро. Ну и когда профессор Туполева родоначальник аэродинамики Николай Егорович Жуковский затевает Центральный аэрогидродинамический институт, Туполев к Жуковскому присоединяется и скоро становится там во главе цельнометаллического самолетостроения и уже в 24-м «из-под пера» Туполева выходит лучший на тот момент в мире бомбардировщик ТБ-1. В 32-м туполевский ТБ-3 высаживает на Северном полюсе наших полярников. В 34-м в небо поднимается «Максим Горький». Невиданный доселе гигант в 42 тонны. Машина- пропагандист, созданная Туполевым к юбилею писателя по заказу советского народа, собравшего на строительство 6 миллионов рублей. 37-й. Экипаж Валерия Чкалова летит на туполевском АНТ-25 в США через Северный полюс и получает ордена Красного Знамени за перелет, а автора моноплана… Автора моноплана увозит «воронок».

ЗА ВСЕ ХОРОШЕЕ — СРОК
37-й, Туполев арестован, и ему предъявлено обвинение во вредительстве и шпионаже. Арестована почти вся головка ЦАГИ. И директора многих авиационных заводов. И многих «пустили в расход». Но Туполев жив. Ну решили, видимо, что этот-то в хозяйстве еще пригодится. Так появилась легендарная «туполевская шарага». Конструкторское бюро в форме режимного учреждения НКВД, где под водительством Туполева трудились Мясищев, Чижевский, Королев, Стечкин, Макаров и прочие «вредители и шпионы». Фронтовой бомбардировщик Ту-2 вот из этой «шараги».

Туполев находился там в статусе подследственного, и довольно долго: осудили лишь в мае 40-го. Десять лет заключения и пять поражения в правах. Но в июне вдруг выпускают. Больше того — снимают судимость. 16 сентября 1945 года и вовсе присваивают звание Героя Социалистического Труда, а в 1947-м Туполев появляется в Самаре. На авиационном заводе № 18.
Авиационный завод №18 — это по-нынешнему, «Авиакор». Заводу 79, и родом он из Воронежа. Дитя первой пятилетки. Чуть ли не самое крупное. Носил тогда имя наркома обороны Ворошилова и сначала выпускал туполевские тяжелые бомбардировщики и делал детали для «Максима Горького», а с 1936-го начал производить Илы.

Ильюшинские штурмовики 18-й будет строить всю войну, а в 47-м получит приказ переориентироваться на новое изделие КБ Туполева. На самый первый в СССР бомбардировщик дальнего действия Ту-4.

Только две страны в мире: США и Россия, имеют в составе Вооруженных сил стратегическую, или дальнюю, авиацию. Вместе с подводными ракетоносцами и межконтинентальными баллистическими ракетами, самолеты дальней авиации входят в состав ядерной триады. Появился этот род войск семьдесят лет назад.

В 1943-м в СССР начала поступать информация об американских «бомбовозах», способных преодолеть пять тысяч километров с девятью тоннами груза. Superfortress, «Сверхкрепость» называли американцы эту свою машину, и в истории она засветилась, как «тот самый В-29», что в 45-м спалил в ядерном огне Хиросиму и Нагасаки.

Но пока 43-й, «свехкрепости» только — только поступили в ВВС США, и в СССР решают ответить симметрично. Тем более что и у нас уже работают над атомной бомбой, и нужен соответствующий носитель.

МОДЕЛЬ ДЛЯ СБОРКИ
Конец войны — такие сроки устанавливает Сталин. Война уже движется к финалу, и разработка машины, имеющей характеристики В-29, поручается сразу нескольким КБ. Туполевское продвигается далее прочих. Но очень скоро становится ясно, что реализовать идеи Туполева на существующей в стране производственной базе нереально. Требуется технологическая перестройка всей системы авиапрома. А также ряда смежных отраслей. Например металлургии. И нужен не год. И даже не три.
Но в это самое время в руках наших военных оказываются сразу четыре американские «сверхкрепости». Летали бомбить Японию, и один, возвращаясь, потерпел крушение в районе Хабаровска, три других сели на наших аэродромах ввиду неисправностей. Вообще-то мы должны были машины вернуть. Но не вернули: Сталин принял решение отставить собственные разработки и заняться производством аналога. Скопировать, иначе говоря. Один в один.

Руководить проектом назначат Туполева. Осмотрев интернированные машины, Туполев поймет, что и тут обойтись без модернизации производства не удастся. И тем не менее 19 мая 1947 года в небо поднимется опытный образец. Ту-4. Такое обозначение получит машина, созданная методом «обратной разработки», и к ее серийному производству приступят сразу три авиазавода — казанский, московский и куйбышевский.

Виталий Иванович ВоротниковГод назад, примерно в это же самое время «Самарской Газете» дал интервью Виталий Иванович Воротников. Председатель Совмина РСФСР, член Политбюро ЦК КПСС, в шестидесятые прошлого века — председатель Куйбышевского облисполкома. Именно при нем, Воротникове, Куйбышевская область получила орден Ленина за достижения в экономике. А начинал на 18-м. Контролером ОТК. Во время строительства первого в истории страны стратегического бомбардировщика руководил одним из цехов.

«После небольших по габаритам Илов, — вспоминает те годы Виталий Иванович, — эта машина явилась серьезным испытанием для коллектива как с точки зрения техники и технологии, так и организации производства: по конструкции и применяемым материалам Ту-4 коренным образом отличался от ранее изготавливаемых машин».

И все-таки они сделали это. Не могли не сделать — Сталин считал проект одним из важнейших. Говорят, именно ему, Сталину, пришла в голову идея «копипаста». И он лично подписывал акты летных испытаний, что нехарактерно. И плановая цифра — 1000 машин — принадлежала Иосифу Виссарионовичу. 1000. На-гора выдали чуть больше восьмисот — весной 1953-го на заводы поступило распоряжение свернуть производство близнеца американской «сверхкрепости».

Свернув, куйбышевцы начали перестраиваться на выпуск бомбардировщика ближнего действия Ил-28. Но через три месяца — новая указивка: работы по Илу прекратить, документацию, оснастку и задел передать другим заводам. И вот как объясняет эти метания Воротников.

«Еще в 1951-м, — пишет он в своей книге «Кого хранит память», — постановлением ЦК и СМ СССР ОКБ А.Н.Туполева была определена задача создать стратегический бомбардировщик с четырьмя мощными турбовинтовыми двигателями, которые разрабатывались в ОКБ Н.Д.Кузнецова. Серийное производство самолета предполагалось поручить заводу № 18 в Куйбышеве. В конце 1952 г. в ОКБ А.Н.Туполева был изготовлен первый самолет. Проведено несколько испытательных полетов. Однако в очередном произошла катастрофа из-за пожара на одном двигателе. Из восьми членов экипажа шестеро покинули самолет, а двое погибло. Началось расследование. Через некоторое время выявили причину — разрушение шестерни редуктора. Эта вынужденная пауза и была на время заполнена машиной Ил-28. Когда причина дефекта, приведшего к пожару, стала ясна, на завод поступила команда приступить к подготовке производства машины Ту-95. Можно предположить, что резкая переориентация военных в заказе самолетов была связана и с политической ситуацией 1953 года в стране, вызванной кончиной И.В.Сталина».

ОТ КОПИПАСТА К КОПИРАЙТУ
1 марта 1953 года Сталина, лежащего на полу в малой столовой Ближней дачи, обнаруживает сотрудник охраны Лозга-чев. Утром 2-го на Ближнюю дачу прибывают врачи и диагностируют паралич правой стороны тела. 5-го в 21 час 50 минут констатируют смерть, а уже в конце лета Куйбышевский авиационный завод №18 начинает осваивать Ту-95.

« По своему конструктивному решению, — читаем далее в воспоминаниях Воротникова, — материалам, технологии, системам управления, типу двигателей, бортовому оборудованию и т.д самолет Ту-95 стал выдающимся явлением в оборонной промышленности. Эту машину отличали аэродинамическая форма, стреловидное крыло, четыре мощных турбовинтовых двигателя, на каждом из которых, впервые в мировой авиационной практике, через редуктор были установлены по два соосных 4-ло-пастных винта, вращавшихся в разные стороны. Принципиально новое управление» средствами механизации крыла и другие новшества, примененные в Ту-95, обеспечивали высокие технико-тактические показатели. Максимальная скорость — свыше 900 км/час , дальность полета — 16700 км (а с последующей дозаправкой в воздухе несравненно больше), потолок — 12000, мощность каждого двигателя — сначала 12000, а потом — 15000 э.л.с.

В августе 2008-го один из стратегических бомбардировщиков Энгельсской гвардейской краснознаменной авиационной базы назвали «Самарой»Взлетный вес самолета около 170 тонн и многотонная «полезная нагрузка». Это была высокоэффективная и грозная машина, самолет высочайшего класса, межконтинентальный стратегический бомбардировщик, на основе которого в последующие годы создадут ракетоноситель, дальний разведчик, самолет противолодочного ударного комплекса и др. Естественно, что перед коллективом завода возникло немало сложных технических и организационных задач. Тем более что сроки освоения и выпуска этого самолета установили предельно жесткие. На заводе была перестроена вся система подготовки производства, организации и технологии освоения изделия. Создан и реорганизован ряд цехов. Появилось современное оборудование, наладочные стенды, в сборочном цехе — контрольно-испытательная станция, где комплексно отрабатывались различные самолетные системы.

На заводе был организован филиал ОКБ А.Н.Туполева, сам Андрей Николаевич часто приезжал сюда, жил неделями и гонял всех нещадно. Проводил совещания у директора, ходил по цехам, устраивал разносы нерадивым, рассматривал и решал возникающие технические вопросы на регулярных разборах у директора или главного инженера завода. (…) Когда наступила пора окончательной отработки систем самолета в сборочном цехе, Андрей Николаевич проводил там большую часть своего времени. Причем ни в какие распоряжения не вмешивался. Брал стул и садился в цехе у самолета, на котором кипел муравейник рабочих, конструкторов, технологов, военпредов, и молча смотрел за работой. Это подстегивало больше любых грозных окриков. Мастер разноса Туполев был отменный, но хуже бывало, когда Андрей Николаевич просто говорил: «Обижаете вы меня, старика. «Обидчик места себе не находил.

Патриарха русской, советской авиации, так, между прочим, и звали за глаза — «Старик». Но любовно — авторитетом Туполев был безусловным и пользовался огромным уважением в народе. О его конструкторском таланте ходили легенды. И у него действительно был истинно божий дар. В то же время он был человеком не без причуд. Внешне всегда насупленный, сердитый, за промахи разносил визгливым тенором, не стесняясь соленых слов. Но и в хорошее настроение входил мгновенно, громко раскатисто хохотал, шутил, подначивал собеседника. На заводе его обожали и прощали любые выходки, даже иногда провоцировали: уж очень виртуозно и нестандартно выражался «Старик».

«Старик» уйдет из жизни в 1972-м. Но еще 20 лет 18-й будет выпускать Ту-95, поставляя армии все более сложные модификации.

В 1992-м прекратится и выпуск. Но из армии этот «стратег» не списан. Он по-прежнему в строю и год назад установил очередной для самолетов такого класса рекорд: перелетел три океана, четырежды дозаправившись в воздухе.

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации