Два века с Верди

09.04.2013

59

Автор: Светлана Внукова

Два века с Верди

«А музыка, живя в природе, сама служителей находит»

Он провалился на экзамене в консерваторию. Но это не помешало ему стать великим композитором. 17 апреля Самарский оперный при поддержке областного минкульта открывает Неделю Джузеппе Верди. Шесть вечеров с гениальной музыкой и вокальными звездами России. Консультант проекта — Светлана Хумарьян.

«Сердце красавиц склонно к измене и перемене, как ветер мая». Песенка Герцога из оперы Верди «Риголетто». Хит. И таких хитов у итальянского композитора множество. Абсолютное большинство его опер, а их у Верди 26, это абсолютные хиты — второе столетие не сходят со сцены.

На сцене Самарской оперы звучат 82 года. Но потому лишь, что появилась у нас эта сцена в 1931-м. Открывались «Борисом Годуновым». Это — Мусоргский. Но в том же сезоне — сразу три вердиевских хита: «Травиата», «Риголетто», «Аида».

Он родился в 1813-м. В Ронколе. Деревушка в Италии. Мать — пряха. Отец торговал вином и полагал, что и сын должен сделаться трактирщиком, но…
Есть городок неподалеку от Ронколе. Буссето. Там в те поры преуспевал некий купец. Барецци. И Верди, школу окончив, трудился у него счетоводом. Но на беду родителей юноши, купец был большим любителем музыки. И не только не препятствовал музыкальным занятиям своего конторщика, но и всячески поощрял их, отлично понимая, что парень из тех, кто поцелован Богом. Больше того, убедил распорядителей буссетской «кассы вспомоществования нуждающимся» дать Верди денег на обучение в консерватории. И своих добавил. Консерватория отказала.

«Оставьте даже и мысль к нам поступить. Нет у вас никакого таланта», — сказала Верди Миланская консерватория. Теперь носит имя отвергнутого абитуриента. А тогда не взяла, посоветовав, если уж совсем невмоготу, брать уроки у городских музыкантов. И он смирился. Но однажды…

Задумало однажды филармоническое общество Милана порадовать себя и публику ораторией Гайдна. И члены собрались на репетицию. Все на местах. Кроме капельмейстера. Капельмейстера нет, нет и нет. Но в зале — Верди. Тощий, плохо одетый, мальчишка почти. Ну и предлагают ему заменить отсутствующего. Не очень, впрочем, веря в успех. И — культурный шок. Так хорош Верди в новом качестве. И вот уже дирижирует концертом. А в зале весь свет Милана. И все в восторге, и тотчас -второй концерт и первый заказ на оперу…

Два века с Верди«Оберто», так эта опера называлась. Премьера, успех, новый заказ и… провал. Вторую оперу Верди, комическую, «Король на час», публика освистала.

Он начал писать эту оперу счастливым мужем и отцом двух малышей. А закончил человеком, потерявшим и детей, и жену. Умерли один за другим. По болезни. В течение нескольких месяцев. «Я был один! Один!.. — писал Верди. — И среди этих ужасных мук должен был закончить комическую оперу». Не закончить не мог — связывал контракт. И когда оперу освистали, решил: музыки более никакой.

Он решил, что с музыкой покончено, но у Неба были иные планы на его счет. Небо подсылает к нему импресарио, и тот хитростью заставляет Верди прочесть либретто Темистокле Солера. Библейское сказание о народе, страдающем под игом тирана, настолько перекликается с тем, что происходит в Италии, пытающейся освободиться от власти австрийских Габсбургов, что Верди тут же берется за оперу. «Набукко» («Навуходоносор»). Ла Скала рукоплещет. Через год — «Ломбардцы». И тут древняя история (рыцари освобождают Иерусалим от турок) воспринимается зрителем как парафраз событий, что разворачиваются в современной Верди Италии. Спектакли перерастают в политические демонстрации, и к концу 40-х Верди уже популярнейший композитор страны, а после смерти Доницетти и общепризнанный глава итальянской оперной школы.

13 опер за семь лет. И все пронизаны патриотическим пафосом и идеалами свободы, равенства, братства. На революцию 1848 года, которая начнется во Франции и захватит и Германию, и Австрию, и Венгрию, и Италию, откликнется героической оперой «Битва при Леньяно». И здесь сюжет исторический — разгром в 1176 году ломбардцами захватнической армии германского императора Фридриха Барбароссы. Но и тут ассоциации очевидны.

«Маэстро итальянской революции». Так будут называть композитора. И каждой новой работой он станет это свое звание подтверждать. Будет «обличать угнетателей, защищать угнетенных и вызывать ненависть к порядкам, порождающим социальную несправедливость».

Еще шесть опер. Среди них «Риголетто», «Травиата» и «Трубадур». В 1861-м закончит заказанную Мариинским театром «Силу судьбы»; в 1871-м — заказанную египетским правительством «Аиду» и… замолчит. Напишет струнный квартет. Реквием памяти друга — писателя Алессан-дро Мандзони. Но ни одной оперы. 16 лет. И вдруг…

Знаете, сколько было Тициану, когда тот написал «Оплакивание Христа» — лучшее из своих полотен? 86. А Павлову, когда он поставил точку в «Лекции о работе больших полушарий головного мозга»? 77. Толстому было за 70, когда Толстой окончил «Воскресение» и «Хаджи Мурата». Верди — 73, когда после шестнадцатилетнего молчания он представил на суд зрителя «Отелло». И 80, когда появился «Фальстаф». Чайковский полагал, что это вершины. «Есть в музыке такая сила, такая тягостная власть, что стоит под нее подпасть, и жизнь покажется красивой». Это Дольский. Александр Дольский. Поэт, актер Театра Аркадия Райкина, виртуозный гитарист… Да что я вам рассказываю. Кто на родине Грушинского фестиваля не знает Александра Дольского? И вот эти вот строчки, что вынесены в подзаголовок — «А музыка, живя в природе, сама служителей находит», — тоже его, Александра Александровича Дольского. Сына Александра Викторовича Дольского, легенды самарской оперной сцены 50-60-х годов.

Говорят, музыкальную одаренность Верди первым почувствовал слепой скрипач, что вечерами играл у трактира его отца. И убедил Верди-старшего отвести мальчишку к церковному органисту, чтоб тот обучил его нотной грамоте и игре на органе. Трактирщик отвел, и скоро маленький Джузеппе заменял учителя на церковных службах.

Отцом Дольского был сельский священник. И мальчишкой Дольский пел на клиросе. В театре начинал как рабочий сцены. Был артистом миманса, хора, танцевал в балете…

В Самару приехал оперным солистом. В 1949-м. Из Львова. Первый выход на сцену («Паяцы» Леонкавалло), и на театральной кассе появляется табличка «Все билеты проданы». На спектакли, где пел Дольский, билетов было не достать, а пел он… «Он вез, — как пишет в своем очерке о Дольском профессор Эрна Сэт, — весь репертуар драматического тенора. Пел едва ли не каждый день. Пел азартно, увлеченно, не щадя себя».

«Весь репертуар драматического тенора» — это десятки партий. И в том числе, разумеется, Верди. Эрнани («Эрнани»), Манрико («Трубадур»), Радамес («Аида»), Ричард Варвик («Бал-маскарад»), Герцог («Риголетто») и, конечно, «Отелло». Вершина композитора. И вершина исполнителя.

Два века с Верди«Партия «Отелло», — писал Дольский об этой своей работе, — считается в мировой оперной табели самой трудной для тенора. Тяжка эта партия не высотой крайних нот, а тем, что в ней нет ни одной нейтральной ноты. Каждое слово, каждая фраза требуют «крови». Тут о красивом пении думать некогда — эмоции, страсти, физическое напряжение столь велики, что поглощают без остатка. Если, конечно, роль исполняет артист».

Дольский был не просто великолепным вокалистом. Он был высочайшей пробы актером. Тот самый тип, который только и принимал Верди.

Георгий Шебуев. Еще одна самарская звезда тех лет. На сцене драмы сияла. И есть фотография Шебуева, подаренная Дольскому. А на фотографии надпись: «Милый Александр Викторович! Я думал, что уже никогда не буду способен испытать минуты глубоких волнений в театре. Вы в сотрудничестве с почтенным старцем Верди подарили мне эти минуты. Спасибо вам за это. Куйбышев, июнь 1950 г.»

14 марта 2013-го Самарский оперный отмечал столетие Дольского. Верди — 200 лет. И Самарский оперный открывает свой Вердиевский фестиваль.

Шесть вечеров мы проведем с Верди. 17 апреля — «Травиата», 19 — «Риголетто», 21-го — «Аида», 23 — гала-концерт, 27 и 28 — «Трубадур».

«Трубадур» — это премьерный спектакль московского театра «Новая опера» (партию Манрико поет наш земляк — Михаил Губский). «Травиата», «Риголетто» и «Аида» — спектакли нашего театра. Но помимо самарских звезд — Дмитрия Крыжского, Ирины Янцевой, Ирины Крикуно-вой, Василия Святкина, Андрея Антонова, в этих спектаклях будут петь гости. Солист Мариинского театра Ахмед Агади, еолистки Театра Станиславского и Немировича-Данченко Мария Пахарь и Лариса Андреева, солист Дюссельдорфской оперы Борис Стаценко и внук Ирины Константиновны Архиповой приглашенный солист Большого театра Андрей Архипов.

«Травиатой», «Аидой» и «Верди-гала» дирижировать будет Александр Анисимов. «Риголетто» — Виктор Куликов.

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации