Обряд вызывания дождя у жителей Исаклинского района, по рекомендациям старожилов, заключался в том, чтобы водовозы соединили воду с трёх разных источников: они брали воду из реки Сургут, потом из-под моста у деревни Коржевка, где сливались реки Чембулатка и Сургут, и выливали эту воду в реку Молочку у горы Высокой в районе посёлка Пантелеевка.
Целебное озеро Голубое в Сергиевском районе у села Старое Якушкино, самое глубокое в области, известнейший памятник природы, имеет более старое чувашское название Семизкюле, около него чуваши, ещё на памяти старожилов, справляли свой языческий праздник весны Семик. Известно, что Семик — старинный языческий девичий праздник российских народов. Семизкюле в переводе — Семик-озеро, языческое культовое место. Теперь чувашские традиции возрождаются, проводятся обряды. Две яблони около озера ныне украшены повязанными ленточками и тряпочками. Озеро Голубое находится у подножия коренного берега реки Шунгут. Представляет собой карстовую воронку, заполненную целебной водой. Площадь — около 300 кв. м, глубина — до 23 м. Внешне озеро очень небольшое. Весьма интересный водоём Самарской области, глубочайшее озеро с самой прозрачной водой, сравнимой с байкальской. Ранее глубина измерялась до 40 м, затем воронка, видимо, засорилась; со дна воронки бьёт мощный ключ. Расход воды 6220 куб. м в сутки. Прозрачность воды — более 10 м. Вода ледяная и действительно ярко-голубого цвета из-за сернистых соединений. Интересны представители флоры и фауны, обитающие в водоёме, своеобразны заросли водорослей, мелкие моллюски, лягушки.
У мордвы особенно уважаемыми и почитаемыми были водные источники (родники, реки, озёра), горы, опушки леса, отдельные большие старые деревья (прежде всего дуб, липа, берёза, вяз, осина), это были священные места, места молений, обрядов. В селе Багана Шенталинского района издавна проводят праздничное массовое гулянье на Троицу возле леса на горе. Обустраивается для паломничества родник у села Вечканово Исаклинского района.
В документах 17 века встречаются указания на существование «боговых полян» вблизи мордовских поселений. Они часто имели особые названия. У села Селищ Нижегородской губернии находилась Кожаная поляна, там резали жертвенных лошадей. Около оврага Ревень печкеме лей проводили моления по жертвенным овцам. В селе Савкино Саратовской области моления (моляны) совершали у оврага Баран латко. В Мордовии известен овраг Бука латко в окрестностях села Тарасово Атяшевского района; там в жертву языческим богам приносились быки. Были даже места обрядовых групповых убийств людей, в частности стариков, например, на севере Самарской губернии.
У чувашей обряд жертвоприношения великому Богу (султи асла Тура) (видимо, родственно языческим божествам Чур, Щур, Сур, Арсури), его родственникам и помощникам, назывался «Чук». У реки проводился «Сумар чук» (или Самарчук; созвучие весьма интересное, видимо, не случайное и родственное Самаре) — моление, просьбы о благоприятной погоде, в том числе о дожде. При этом в специальных бронзовых жертвенных котлах варили ритуальную кашу и молочную похлёбку с яйцами. Скорлупу надевали на прутики и втыкали вдоль реки.
В Центральном Государственном архиве Самарской области (ЦГАСО), материалах Общества истории, археологии и этнографии при Самарском государственном университете (СамГУ) хранится рукопись И.Краснопёрова: «В селе Александровке (ныне Безенчукского района), окружённом болотами — Линьковским и Сухотским, фетиш, по мнению чуваш, живёт в этих упомянутых болотах. В жаркие летние дни, во время продолжительного бездождия… чуваши молятся ещё и своему фетишу в полной уверенности, что если «русский Бог не пошлёт дождя, то пошлёт, может быть, Тора».. Во время этой церемонии старуха, обратившись к востоку, произносит молитву: «Тора — бог, живущий в Линьковских и Сухотских кочках, не погуби нас, дай нам дождя и хлеба». Вслед за этим чуваши, не раздеваясь, купаются в озере, раскладывают костёр, варят кашу и пируют. Все языческие обряды и церемонии чувашей всегда сопровождаются пиром» (Ведерникова, 2011). Необходимо некоторое уточнение. Исследователь не вполне правомерно употребляет термин «фетиш», который в науке является аналогом термина «идол», то есть скульптура большого или маленького размера, изображающая божество. Он имеет в виду нечто воображаемое, символичное, вроде невидимого духа. Не так понимают чуваши, для них Тора — живой, реальный бог, живущий в Линьковских и Сухотских кочках (болотах); живое существо, обитающее на настоящих болотах. Он же, по всей видимости, — тот самый славянский Чур, Щур, Пращур, Чёрт, Леший, чувашский Арсури, татарский Шурале, мордовская Ведь-Ава и т.п.
Современное культовое место Лебединое озеро в Исаклинском районе появилось между селом Смольково и деревней Новая Чесноковка. Озеро карстового происхождения, около 300 м в диаметре, провал сразу бурно заполнился водой на глазах очевидцев, с фонтанами. Глубина была большая, измерить её не удалось, поскольку мешало сильное течение, но позже водоём стал мелеть (видимо, понор засорился). Оторвавшиеся куски берега с дёрном превращаются в плавающие зелёные островки, где находят пристанище утки и лебеди со своими выводками. Провал образовался после 1917 года, во время Гражданской войны; возникли современные легенды.
На Самарской луке есть урочище Чуракайка. Название его содержит основу «чур», что заставляет предполагать сакральность данного места. Немало известно топонимов с корнем чёрт: Чёртов овраг, Чёртовы мосты и Чёртовы мостики (как в селе Рождествено в Жигулях), река (ручей) Черталык в Бузулукском бору и производные от него старица Черталыкская, посёлок Черталык, вошедший в село Могутово, Черталыкский обрыв (яр или утёс Ярослава Даркшевича). Возможно, это тоже древние культовые места.
Издавна известна в соседнем Ставропольском уезде Самарской губернии деревня Старая Бесовка (название от «бес»).
В Жигулях, как раз у Стрельной горы и недалеко от Чёртова оврага, находится Молебный овраг. Он среди десятка других оврагов: Старо-Отважинский, отрог Малинового оврага, Осиновый, Малый, Зольный, Скалистый малый, Воровской, Молебный, Колоды и Соляной. Кроме Молебного, привлекают внимание Зольный, Воровской и Колоды (урочище и овраг Колодный). Краеведы предполагали, что в одном жгли золу для производства поташа; в другом — воры-разбойники собирались; в третьем, где находится единственный на Жигулёвском плато источник Каменная Чаша, деревянные колоды для воды лежали или для пчёл. Названия гораздо точнее объясняются их древними языческими корнями. Ведь древнее финно-угорское слово «вор, вур» означает «лес», от чего происходит нынешнее слово «вор», а также ворона, воробей, Воронеж и т.п. Слово «колоды» сохранилось, видимо, с тех древнейших времён, когда здесь находились священные колодцы или стояли деревянные идолы; возможна связь с языческим божеством Колядой.
Следует заметить, что от этих названий могут происходить топонимы, что в настоящее время часто не осознаётся, поскольку забыта древняя культура. Гора Стрельная могла быть названа именно по этой причине, по обилию прострелов (стрельной травы), а не так, как сейчас пытаются объяснить (от неких разбойников-стрельцов). Весеннему первоцвету прострелу раскрытому (он же — подснежник, сонтрава) Pulsatilla patens (L.) Mill. (а также близким видам прострелов) в славянской мифологии придавалось особое значение, в этот момент она стала переплетаться с ранними христианскими представлениями.
Фольклор поясняет, что падшие ангелы, якобы попав на землю, спрятались под листьями этого цветка, но всё равно были обнаружены и поражены громовою стрелою (молнией), которая прошла через стебель. От этого растение стало целебным и излечивает раны, и название его «прострел» дано в память об этом событии. Низвергнутые же падшие ангелы рассыпались по лесам, полям, болотам и водоёмам и населили их, став лешими, водяными, русалками, домовыми и прочими (домовой, как приручённый человеком, добродетельнее всех). Так древние славяне пытались объяснить обилие странных антропоморфных существ в окружающей природе. Причём, по древним народным преданиям, как отмечает В.И.Даль, они не представляют собой собственно нечистую силу, но созданы ею, обращены из людей за какие-то провинности (грехи и прочее). Такой сюжет просматривается в древней сказке об аленьком цветочке (видимо, по изначальной традиции, им должен был стать прострел сон-трава, совсем не красного цвета, но, возможно, в смысле «огненный», «яркий») и лешем (чудовище) — заколдованном парне. Но похожими названиями восточные славяне называли многие растения, похожие по внешнему облику, биологии (раннему появлению), фармакологическому действию. Это, в частности, красавка (белладонна, сон, сонная трава, сон-трава, сонная одурь, дурман, зелье, коровяк, пёсьи вишни, одурник, ошибочно — огурник) Atropa belladonna, сонное зелье (мандрагора), смолка обыкновенная (сон-трава, дрёма) Steris viscaria (L.) (= Viscaria vulgaris Bernh.). Росянка круглолистная (росиця, росичка, роса) называлась также сонячна. Дурман обыкновенный — билун, билдерево, водопьян, гломуща, дендерев, дивдур, дурзелье, люх, нимиця, шалей [для справки: Билун (Белун) — одно из имён лешего в Белоруссии]. Первоцвет настоящий был известен в мифологии как ключ-цветок, божа ручка, божаручка, имел народные названия коровьи слёзы, кудель-барашки, баранчики, медунка, медяник, медяничка, палерушка, примула, перелёт, ряст. Лук гусиный (гадючий лук, гусинец, гусятник, жёлтый лук, подзорушный раст) известен также под народным названием жёлтый подснежный колокольчик.
Широкую известность получили находки многочисленных костных остатков в пещерах Жигулей. Возможно, пещеры у села Ширяево в Жигулях с находками большого количества медвежьих костей тоже имеют культовое языческое значение. Очень похоже, что пещерные захоронения медвежьих костей в Жигулях на Средней Волге — следствие языческого медвежьего культа. Вообще-то довольно трудно представить, как подобные массовые захоронения медведей могли образоваться естественным путём. Но если предположить их искусственное происхождение, то многое становится понятным. Просто поразительно, как эта мысль не пришла в голову предыдущим исследователям. Кроме известных зоологов и палеонтологов Зоологического института Академии наук СССР (Н.К.Верещагин, И.М.Громов из Ленинграда — Санкт-Петербурга, 1957 г.), эти захоронения изучали и археологи (О.Н.Бадер, 1975 — из Москвы; И.Б.Васильев из Самары). Позже Н.К.Верещагин (2001) даже высказывался в защиту этих местонахождений как палеозоологических памятников четвертичного периода. Есть ещё пещера Медвежья и источник Медвежья вода. От оврага Ширяевского, самого большого из жигулёвских оврагов, длиной 35 км, отходят боковые овраги Медвежий и Хмелевой. Есть овраг Медвежьи сосны. Это очень глухие места Жигулей, с густыми зарослями, редкими видами растений и животных. И название Хмелевой неразрывно связано с языческими обрядами.
Всё в целом свидетельствует о наличии древнейшего языческого комплекса в районе Жигулей. Такие территории являются крупными древними природно-культур-ными заповедниками.
А напротив, через Волгу, располагается село Старая Бинарадка, где местное мордовское население, почитатели Керемети, по свидетельству поэта А.Ширяевца, совершало праздничный обряд. В том же районе, совсем недалеко, стоит село с говорящим названием Колодинка. Севернее Старой Бинарадки протекает река Сургут, есть населённый пункт Сургут, дальше — село Старое Суркино и река Большой Суруш, которая начинается на территории Самарской области, недалеко от реки Большой Черемшан. Ещё севернее, в пойме реки Большой Черемшан, в пределах Татарии, имеется приток третьего порядка Киремет, речки Керемет и Керемешка, а на границе Татарии и Самарской области, в Кошкинском районе, — село Кереметь. Рядом, в Челно-Вершинском районе, на границе с Татарией, между сёлами Старое Эштебенькино и Сиделькино, находится овраг Мольбище, близ села Сиделькино — посёлок Кереметь, и тут же, неподалёку — село Туарма и Чувашское Урметьево (смысл тот же). В Кинельском районе, у села Нижне-Никольское, недалеко от села Домашка, имеется Чёртов балок. В общем, в небольшом районе — изобилие кереметей (чертей, леших). А немного севернее, в Татарии, вдоль по долине реки Шешмы, начинающейся в Самарской области, есть село Шереметьевка, и название это вполне с Кереметью согласуется. Именно здесь, в верховьях Лесной Шешмы, обнаружил идола в виде рубленого деревянного столба с навершием журналист-краевед Н.Б.Американцев.
Всё в целом свидетельствует о наличии древнейшего языческого комплекса в районе Жигулей. Такие территории являются крупными древними природно-культурными заповедниками.
Близко к Девьим и Дивьим горам понятие Лысых гор (Рыбаков, 1981). Лысыми горами назывались возвышенности с просторными плоскими вершинами, лишёнными растительности. Вершины их расчищались под «требище» — место рядом с капищем (местом для священнодействий), где совершались обрядовые трапезы (требы). Некоторые славянские священные горы назывались также Соборище, Игрище, Собутка (от «событие», быть вместе; слово близко по звучанию и смыслу субботе и шабашу). Поляна Игрище есть и на Самарской луке. Близка по смыслу Весёлая Поляна в Жигулях, ещё одна Весёлая Поляна находится тоже на Самарской луке, на берегу Волги ниже с.Винновка. Есть аналогичные поляны с другими названиями, но близкими по смыслу.
В Жигулях, вблизи устья Морквашинского оврага, возвышается на 170 м Лысая гора. На ней есть просторная пещера и древнее городище в виде остатков укреплений. Как установили археологи, оно принадлежало племенам именьковской и бело-горской культуры, жившим здесь в IV-VII веках. По преданию, в 1722 году на эту гору поднимался царь Петр Первый; бывали тут также художник И.Е.Репин и краевед Д.Н.Садовников. Рядом с Девьей горой там же располагается гора Плешка (то есть плешивая, лысая); сравните с известным языческим урочищем «Ярилова Плешь». Здесь же, в устье Усы, находится гора Лепёшка (Усинский курган), на которой, по преданию, жили двенадцать сестёр-богатырок. Названия близрасположенных гор Лепёшка и Плешка не только созвучны, горы внешне похожи и скорее всего использовались в одних и тех же целях. Как говорит народная пословица, плешь не плешь, а лысине сродни. Название Лепёшка, вероятно, вторичное и производное от Плешки, то есть Лысой горы.
В реку Сызрань впадает небольшой приток, протекающий по оврагу Лысая гора. Очень популярна у жителей Самары другая Лысая гора, которая находится напротив Жигулей, на другом, левом берегу Волги, в устье Студёного оврага, прямо в окрестностях города. И здесь, в Сокольих горах, в устье оврага Коптево, археологи обнаружили финно-угорское городище белогорской культуры. Напротив этой Лысой горы со Студёным оврагом, через Волгу в Жигулях, располагается гора Серная, правобережная часть Жигулёвских ворот. Около неё находится село Подгоры. Как установили В.Ф.Барашков, Э.Л.Дубман, Ю.Н.Смирнов (1996, 1998), раньше оно называлось Деревня под Лысой горой, следовательно, более старое название горы Серной — Лысая гора. В степном левобережье, в Елховском районе, тоже есть Лысая гора, известный памятник природы Самарской области.
На Самарской луке есть овраг Лизинка. Ю.Н.Смирнов и др. (1995) предположили, что топоним связан со словом «лиса» (лисинька, лизинка). Вряд ли. Скорее всего, название мордовского происхождения — от «баба-лисьма» («старушечий колодец») — культовый колодец или родник для проведения обрядов. Возможно и другое объяснение (в данном случае маловероятное): лисунка — это лешачиха у восточных славян.
Жители русского села Жигули на реке Усе рассказывают многочисленные предания о шишигах банных, водных и лесных (домовых, водяных, леших мужского и женского пола), чтят коляду (аналог лешего), отмечают языческую Масленицу (аналог Мары, Моры и т.п.). За оврагом для общественных гуляний есть специальная Золотая Поляна и Прогон (Труба), там на Троицу (православный аналог более древнего языческого праздника) девушки «плели венки на берёзах», две девушки наряжались в старика и старуху, пели и танцевали. Через полмесяца «развивали венки» и бросали их в реку Усу — так отмечают «русальные недели». Потом отмечали большой языческий праздник день Ивана Купалы. В окрестностях села сохранилось урочище Графские колоды (название созвучно с Колядой, а также с ритуальными колодцами и идолами-колодами).
Русское село Большая Рязань в XVII веке возникло на месте чувашского поселения. В селе была улица Чурилина (ныне Трудовая). Селянам свойственно обычное двоеверие, очень живы в народе языческие представления о нечистой силе, чертях и домовых. Ходят ворожить на сеновал и слушают, не придёт ли домовой. В районе улицы Натальевки (ныне Натальино) есть Чёртово озеро. По данным на конец 20 века, в селе жил действующий колдун чёрной магии; селяне уверяли, что он сохраняет свою колдовскую силу, пока у него есть зубы.
Жители русского села Жигули на реке Усе рассказывают многочисленные предания о шишигах банных, водных и лесных (домовых, водяных, леших мужского и женского пола), чтят коляду (аналог лешего), отмечают языческую Масленицу (аналог Мары, Моры и т.п.).
Русское село Аскулы на Самарской луке в XVII веке было чувашским, а ещё раньше — мордовским. Название села связано с древним городищем Асла-Хула, что в переводе с чувашского означает «большой город» (Емельянов, 1955); позднее объяснение топонима историками В.Ф.Барашковым и др. (1998) тюркскими корнями как «нижнее озеро» маловероятно, тем более что в исторических источниках топоним Аскульский овраг встречается раньше, чем название селения. Рядом с селом, в лесу, растут древние дубы-патриархи. Подъём от Соснового Солонца на Аскулы у маленького мостика до сих пор называется «нехорошим местом». По преданию, там жили шишиги и наблюдались непонятные мистические явления: звучали балалайки, гармони, лошади говорили человеческим голосом (суггестивное воздействие лешачих). Место называют Маленьким мостиком, а места рядом с ним обозначают как Заовраг и Серебрянка. Здесь же, в 19-м квартале Сосновосолонецкого лесничества, на территории национального парка «Самарская Лука», в живописной балке, в окружении берёз, находится озеро Серебрянка, объявленное памятником природы. Это карстовая воронка диаметром 30 м; глубина озера доходит до 4 м. Летом вода в водоёме цветёт, и от этого кажется, что озеро искрится, серебрится (отсюда, видимо, и название). В 3-м квартале лесничества скрывается аналогичное карстовое озеро Золотёнка диаметром 7 м и глубиной до 8 м. Дальше по дороге, ближе к селу Аскулы, есть целебные ключи, в 1927 году там строили санаторий, поставили посёлок Онуривка из восьми домов, который просуществовал до 1938 года. Аскульские жители рассказывают быличку о шишигах в колодце. Возможно, местные жители называли колодцами карстовые озёра и провалы. Жители отмечают календарно-обрядовые языческие праздники. Местные жители рассказывают, что в окрестных оврагах обильно водились шишиги и лешие (видимо, самки и самцы; женщины и мужчины), приводят свидетельства о встречах с ними, с указанием конкретных людей и дат (встречи отмечались до середины XX века); видели вблизи громадных диких голых «волосатых баб» (например, в 1958 — 1960 годах, между перелеском Гасилина часовня и Северным бараком — то есть буераком, оврагом; сведения К.И.Серебренитского).
В чувашском селе Берёзовый Солонец на Самарской луке жители в большей степени придерживаются своих языческих обычаев, чем навязанной им сравнительно недавно православной веры. У них есть молельное место «кереметь» для совершения языческих обрядов. Самаролукские чуваши (отдельная этническая группа) происходят от средне-низовых чувашей анатенчи, которые по культуре ближе к низовым чувашам анатри с сохранением болгарских элементов, но язык их ближе к верховым чувашам вирьялам.
Местные чуваши признают существование многих добрых и злых божеств, которым приносят жертвы и просят их о каких-либо благах. К этим божествам они относят кереметь, тюркиль, хорт-сорт, пилюхси, ирих, ие, албастра, вубыр. Кереметью считают существо и место моления (жертвоприношения). Тюркиль — злейший дух, хорт-сорт — каратель домашнего скота, ие — домовой (он насылает простуду от воды и сырого воздуха, горячку, лихорадку и апоплексический удар, то есть гипертонию). Албастру представляют в виде духа, пристающего к одиноким женщинам, тоскующим по своим мужьям, детям и родителям. Вубыр — колдун, ведьма, баба-яга. Ирих изображается в виде деревянной куклы с железом и оловом, хранится «в кузовьях и кадочках в амбарах»; он наказывает людей внешними болезнями: слепотой, нарывами, угревой сыпью; для излечения нужно принести жертву. В керемети мы узнаём знакомого нам лешего, то же существо скрывается под названием албастра. Албасты — лешие на Кавказе, в Азии и низовьях Волги. Хорт-сорт — это, во-первых, херт-сурт (домовая, живущая на конюшне); мифологически и этимологически близкие слова «волк» и «чёрт» (волк-оборотень волкодлак, славянский хорт, чёрт и башкирский йорт); ие — домовой, аналог тюркскому эйе. Вубыр — аналог тюркскому «убыр» и русскому упырю. Тюркиль пока непонятен. Деревянная кукла Ирих — маленький идол, аналог греко-славянской и мордовской коляды и бад-няка древних славян, в честь которого делали «рождественское полено», известное и у других европейских народов — французов, итальянцев и т.д. Жители села Брусяны рассказывают былички о лешенке. Отрогом Брусянского оврага является Виловский овраг (в основе названия может быть вила — русалка, лешачиха).
Сызранский район в Правобережье Волги — древняя территория финно-угров и тюрков, «Сызрань» (река и город) производится от татарско-чувашского «сыза» (овраг, овражная река). Там находится село Кашпир. Древнее село, основанное ещё в XVII веке, стоит на речке того же названия Кашпир (старое название — Кашпур). Историки, специалисты по топонимике В.Ф.Барашков, Э.Л.Дубман и Ю.Н.Смирнов (1996, 1998) объясняют топоним Кашпир весьма интересно: по-тюркски «каш» — высокий берег, холм, камень, а «пир» — святое место. Поправим на «пур». Это слово распространено на северных землях финно-угров и, возможно, является аналогом «чур» и «сур». Кроме того, здесь может быть и намёк на священный языческий напиток — пиво. Получается, что на месте Кашпира (Кашпура), было древнее языческое капище.
В Камышлинском районе Самарской области, в междуречье Байтугана и Кармалки, находится село Ерилкино; рядом расположена кленово-ясменниковая дубрава — известный памятник природы. На Руси Ярило (Ярила), как бог солнца, плодородия и любви, был широко почитаемым, и Ярилины весенние народные праздники отмечались вплоть до начала XX века.
Обычай праздновать языческие праздники в городе Самаре сохранялся вплоть до конца XIX века. В восьми верстах к северу от города, за Постниковым оврагом, по дороге на Барбашину Поляну, в одной версте от берега Волги, был расположен скит (архиерейская дача, киновия). Судя по всему, местные жители издавна, задолго до размещения скита, отмечали здесь языческие праздники, в связи с чем, как водится, на этом месте позже были поставлены скит и деревянная православная церковь во имя святого Иоанна Предтечи (что тоже не случайно: в пику Ивану Купале). В 1880-х годах известный краевед К.П.Головкин (2007) наблюдал празднование языческого Дня Ивана Купалы на 24 июня, который православные священники переименовала в день святого Иоанна Предтечи.
Данный перечень языческих культовых (сакральных) мест Среднего Поволжья является первым, в связи с чем не претендует на полноту. Разумеется, он нуждается в пополнении. Для этого необходимо продолжение исследований, составление региональных, административных, этнических, специальных (лесных, степных, овражных, озёрных, родниковых и т.п.) списков. Главная цель таких поисков — выявление, изучение и взятие под охрану древнейших природно-культурных заповедников (резерватов) как части мирового природно-культурного наследия. В дальнейшем предстоит сопоставить их с выявленными природно-культурными резерватами, памятниками природы, парками, историческими и культурными памятниками и включить в сеть ООПТ и культурно-исторических объектов.
Нужно заметить, что недалеко, в селе Осиновка, находится известный архитектурно-исторический памятник Никольская церковь — древнейший православный храм на Самарской луке и во всём Самарском регионе, построенный в начале XVIII века, один из старейших в Среднем Поволжье. За последние десятилетия безнадзорный храм подвергся сильному разрушению. Судя по всему, поставлен он был именно здесь не случайно. А немного выше по берегу Волги, недалеко от Осиновки, в селе Винновка, находится ещё один примечательный православный храм, известная достопримечательность, хорошо видная с Волги. Это дополнительное доказательство верности сведений о длительном совместном обитании здесь разных видов людей — современного типа («разумных») и «гоминоидов».
Анатолий
Культура
Культура
Культура
Аноним
Низкий поклон за обращение к данной теме. Но, ради бога, нужно было дать почитать статью носителям языков на которые ссылсетесь. Такая галиматья получилась, а люди читают и за истину принимают
23.03.2022 в 16:53
Комментарии
1 комментарий