Горбачи, крючники, выставщики, батыри…

30.04.2016

1168

Автор: Татьяна Гриднева

Горбачи, крючники, выставщики, батыри...

Одна из главных профессий в Самаре XIX века

В Самарском краеведческом музее хранится странный предмет: он похож на обтянутую холстом деревянную скамейку с длинными завязками. Обычно он ставит в тупик экскурсантов. Нынешние школьники не могут даже представить себе, для чего эта конструкция предназначалась. А ведь это было одним из самых распространенных орудий труда в «российском Чикаго» — как в XIX веке называли Самару, которая была крупнейшим перевалочным пунктом хлебной торговли.

Называлось оно по-разному -«табуретка» или «седёлка» — и использовалось для переноски грузов, в том числе и кулей с зерном. Те, кто нес груз на седёлке, сгорбатившись под его тяжестью, назывались горбачами. Впрочем, седёлка могла представлять собой и просто стеганую холщовую перевязь, один из концов которой грузчик укреплял на лбу, чтобы сбалансировать груз. Седёлка же помимо того что служила опорой для куля, также предохраняла спину крючника от чрезмерного натирания.

Другим важным приспособлением портового грузчика был крюк на веревке. С помощью крюка куль с товаром поднимался и удерживался на седёлке.

По типу используемых приспособлений и по выполняемым функциям различались специальности портовых грузчиков — крючники, горбачи, выставщики и батыри.

Грузчики обыкновенно объединялись в артели по 12 человек. Они избирали из своей среды старосту — батыря — и затем поступали в распоряжение особых подрядчиков, которые и обеспечивали их работой. Некоторые из этих подрядчиков имели в своем распоряжении до тридцати и более артелей.

Каждая артель грузчиков состояла обычно из выставщиков, горбачей, крючников и батыря. Когда груз был упакован в мешках, кулях и грузился на баржу, работали крючники. Они таскали груз на спине, удерживая его своим крюком. А когда судно разгружалось, то четыре выставщика подавали кули из трюма баржи и ставили их на «выставку», находящуюся на палубе судна. С выставки четыре крючника подхватывали кули и клали на «табуретку» горбача, который переносил груз на другое судно или на склады, теснившиеся на берегу, и укладывал там в указанное батырем место. За сутки каждый горбач переносил в среднем от 200 до 400 кулей. Деньги за работу получал подрядчик, который затем рассчитывался с каждой из своих артелей, удерживая при этом сумму за свои «хлопоты» по организации работы.

Труд грузчиков был изнурительным: у причала часто пришвартовывалось по нескольку барж, и приходилось таскать груз по шатким сходням с пятого-шестого судна, а на берегу укладывать в высокие штабеля. Чтобы скорее справиться с работой, крючники брали по два — три мешка на спину, а мешок весил около четырех пудов. Кули с солью были в два раза тяжелее. Слышались профессиональные словечки: «Наливай!» — то есть клади на спину, — и двое «наливали» третьему, или «Даешь!» кричал крючник, подставляя спину.

Горбачи, крючники, выставщики, батыри...Зерновой куль в России весил более 9 пудов. А это примерно 150 килограммов. Почему хозяева-купцы заставляли крючников переносить такие тяжести? Оказывается, они экономили на стоимости тары: сам куль обходился в 30-50 копеек, при осенней цене ржи 3,5 — 4 рубля за 9 пудов. Кроме того, чем больше грузовая единица, тем быстрее погрузка. Человеческий организм на пике усилий способен на многое, а что с ним будет потом, никого не интересовало.

В своих рассказах лучший бытописатель России конца XIX -начала XX веков Владимир Гиляровский пишет про сильнейшего грузчика, атамана Репку: «…И сам он получает столько же, сколько батырь, потому что работает наравне с ними, несмотря на свои почти семьдесят лет, еще шутки шутит: то два куля принесет, то на куль посадит здоровенного приказчика и, на диво всем, легко сбежит с ним по зыбкой сходне…».

В «Моих скитаниях» Гиляровский рассказывает и о собственном опыте работы крючником: «…Дня через три я уже лихо справлялся с девятипудовыми кулями муки и, хотя первое время болела спина, а особенно икры ног, через неделю получил повышение: мне предложили обшить жилет золотым галуном. Я влился в артель и, проработав с месяц, стал чернее араба, набил железные мускулы и не знал устали…».

Таким же не знающим устали грузчиком показал себя и волжский силач Федор Шаляпин, когда был в Самаре в первый раз. Это было в 1890 году, он еще не стал знаменитым басом, а только-только начинал певческую карьеру. Семнадцатилетний юноша возвращался из Астрахани в Казань. Денег у него тогда не было вовсе, но команда буксира позволила ему бесплатно плыть на барже. В Самаре пришлось все-таки сойти, чтобы заработать на дальнейший проезд и на еду. Здесь Шаляпин нанялся в артель грузчиков. Неделю он грузил на самарской пристани с крючниками кули с мукой. Работа была физически тяжелая: девятипудовые кули надо было носить по раскачивающимся сходням, ноги пружинили, а работали по 8-12 часов в день.

При удобных условиях погрузки и выгрузки, хорошей погоде и расторопности крючники зарабатывали в день достаточно много — до 5 руб. Так что Федор Иванович в Самаре за неделю решил свои денежные проблемы. Однако ненастная погода и праздники часто останавливали работу крючников, и те за бездельем обыкновенно пропивали почти все заработанное ранее. В такие дни пьяный разгул, ссоры и драки между крючниками были обычным делом.

Ворочать кули было под силу молодым. Но чрезмерное напряжение мускулов и постоянное давление значительного веса на спину провоцировали профессиональные заболевания у крючников и горбачей: грыжи, потерю упругости в мышцах ног, хронические боли в области поясницы, на которую при переноске и приходилась вся тяжесть. Также портовые грузчики не были застрахованы от травм — нередко ноша буквально придавливала человека, от случайных падений с грузом в воду, они получали увечья. Уже к 40 годам многие крючники становились калеками.


Горбачи, крючники, выставщики, батыри...В 1890 году семнадцатилетний Федор Шаляпин возвращался из Астрахани в Казань. Денег у него тогда не было вовсе, но команда буксира позволила ему бесплатно плыть на барже. В Самаре пришлось все-таки сойти, чтобы заработать на дальнейший проезд и на еду. Шаляпин нанялся в артель грузчиков. Неделю он грузил на самарской пристани кули с мукой. Девятипудовые кули надо было носить по раскачивающимся сходням, а работали по 8-12 часов в день. Если все складывалось удачно, крючники зарабатывали в день до 5 руб. Так что Федор Иванович в Самаре за неделю решил свои денежные проблемы.

ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации