Буратино, Засекин, российский инженер

30.04.2016

63

Автор: Сергей Симонов

Буратино, Засекин, российский инженер

Что скажут о нас потомки, глядя на городские памятники?

Особые приметы на «лице» любого города — памятники и скульптуры. Около них назначают свидания, с ними фотографируются, им трут на счастье носы, руки, коленки… Пройдя по улицам любого города и суммировав увиденное, можно составить представление о том, чем живут его жители, что для них важно. Самара, как любой крупный город с богатой историей, насыщена такими знаковыми объектами. Вот только однозначный ответ на вопрос о том, что будут говорить о нас потомки, глядя на установленные в наше время памятники и скульптурные композиции, дать сложно.
 
Ветер перемен
 
Объекты XIX — начала XX вв. мы знаем или помним до сих пор. Печально известный памятник Александру II, торжественная церемония открытия которого состоялась в 1889 году, был первым в нашем городе. Позже его место на нынешней площади Революции занял Владимир Ленин.
 
Одним из первых появившихся в Самаре в начале прошлого века был памятник Александру Пушкину. С перерывом в 10-20 лет после этого появились уже упомянутая фигура Ленина, а также памятники Чапаеву, Куйбышеву, Щорсу. Всего около десятка за почти сто лет!
 
Буратино, Засекин, российский инженерЧуть позже, в 60-70-е годы, появились обелиск борцам революции 1917 года, обелиск воинам, павшим в Великую Отечественную войну, самолет-штурмовик Ил-2, монумент Славы. Они стали настоящими символами нашего города. При этом абсолютное большинство памятников и скульптурных композиций ХХ века в нашем городе — дань памяти воинам революции или Великой Отечественной войны.
 
В конце ХХ века наступило затишье. Оно и понятно, страна находилась на сложном этапе развития и, по всей видимости, было не до увековечения памяти о ком или о чем бы то ни было. И все же в эти годы были установлены знаковые сооружения — монумент «Ракета-носитель «Союз», памятник Владимиру Высоцкому работы всемирно известного скульптора Михаила Шемякина.
 
Мода на памятники
 
Мода на установку всевозможных скульптур и памятников вернулась в Самару в 2000-е. Настоящий «бум» пришелся на 2012-2015 годы. Именно в это время в губернской столице появилась целая череда разного рода скульптурных композиций, памятников и мемориальных досок. В их числе уже ставший одним из символов Самары памятник князю Григорию Засекину, а также гигантский Дядя Степа. В эти же годы на улицах города появились Буратино, Сухов, российский инженер, солдат Швейк, «Бурлаки на Волге» и другие.
 
В 2015 году был открыт значимый мемориальный объект — Арка Победы на аллее Трудовой Славы.  Торжественная церемония открытия состоялась 7 мая 2015 года на пересечении проспекта Юных Пионеров и Кирова.
 
Эксперты расходятся во мнениях
 
Художники, архитекторы и просто активные самарцы по-разному оценивают эту «моду». Скульптор, член Московского союза художников, автор памятника  Григорию  Засекину и целого ряда мемориальных досок Карэн Саркисов отмечает, что любые скульптуры и памятники должны быть прежде всего профессионально выполнены и художественно выверены.
 
Отдельная тема — выбор персонажей, которые должны быть запечатлены на века. По мнению Саркисова, имеет смысл ставить памятники только великим людям. Тем, кто вложил душу в развитие и культуру Самары.
 
Буратино, Засекин, российский инженер— Не хочу никого обидеть, но появление скульптур персонажей мультфильмов — это, по-моему, слишком. Во всяком случае мне кажется, к искусству это имеет мало отношения. Если речь идет о персонажах хорошего литературного произведения, которые всем известны и любимы, думаю, в этом случае создание скульптуры возможно, — рассуждает Саркисов.
У члена Союза архитекторов РФ, преподавателя СГАСУ, куратора арт-проектов Дмитрия Храмова другое мнение. Он считает, что городская среда может быть насыщена любыми арт-объектами, связанными не только с конкретными персонажами, но и с мифами, событиями или отражением художественного взгляда на нее. Другое дело, что самарский и российский взгляд на насыщение городской среды пока отличается от западного, на что сетует архитектор.
 
— Это наследие советского мировоззрения, когда устанавливались скульптуры и памятники, связанные исключительно либо с военной тематикой, либо с трудовой. А во всем мире параллельно развивались всевозможные проявления художественных решений, ведь городская культура намного многогранней, — полагает он. — Это очень хорошо, что у нас наконец-то начала появляться хоть в каком-то виде городская скульптура. Но не хотелось бы зацикливаться на стереотипных формах подачи.
 
Журналист, член оргкомитета «Культурная Самара» Армен Арутюнов считает, что арт-объекты призваны становиться точками притяжения и с этой задачей успешно справляются.
 
— Конечно, далеко не все объекты получились идеальными, но в целом они насытили бедную на арт-объекты городскую среду. Каждая новая композиция стала достопримечательностью, привлекающей большое количество жителей и гостей Самары, а это, на мой взгляд, одна из основных функций городской скульптуры, — считает общественник.
 
Глядя в будущее
 
Большинство из опрошенных |«СГ» экспертов уверены, что в первую очередь нужно увековечивать для потомков образы великих деятелей, напрямую связанных с историей нашего города. Кандидатур  хватит на годы вперед. Об этом говорит, в частности директор самарского Дворца детского и юношеского творчества, член региональной Общественной палаты Татьяна Бодрова. Она сказала, что сейчас обсуждается вопрос о памятнике Дмитрию Ильичу Козлову — человеку, который воплощает статус Самары как космической столицы. А также об инициативе по возведению памятника генералу Михаилу Дмитриевичу Скобелеву.
 
Об этом же говорит и президент регионального общественного фонда содействия развитию культуры и нравственности «Всенародное достояние» Павел Коровин — человек, который непосредственно занимается установкой памятников в городе, причем на общественных началах.
 
— В Самаре непременно нужно поставить памятник Льву Николаевичу Толстому на привокзальной площади. Он был на ней неоднократно, и земля эта его помнит, да и улицу здесь назвали его именем еще при жизни писателя не случайно — по этой дороге Лев Николаевич от речного порта добирался на вокзал, — говорит он. -Странно, когда киноперсонаж Деточкин встречает на железнодорожных вратах гостей города. Это равносильно тому, чтобы перед зданием губернской думы поставить Ежика в тумане. Деточкин смотрелся бы уместно возле одного из исправительных учреждений, где ходит троллейбус, все же помнят «Здравствуй, Люба! Я вернулся!».
 
По словам Коровина, нужны памятники Петру Алабину, Михаилу Челышову, Дмитрию Козлову. Было бы неплохо поставить памятник Нестору Постникову — доктору, основателю кумысолечебницы.
 
— Исторические памятники -это ордена на мундире города, а скульптуры художественных персонажей — это значки, рассуждает Коровин. — Сейчас благодаря комитету «Культурная Самара» город украшен значками, теперь пришла пора создать комитет «Историческая Самара» и вспомнить об орденах!
 
На связи с горожанами
 
Все эксперты солидарны в одном. Обязательно нужно привлекать к обсуждению любой подобной инициативы горожан.
— Мотивацию жителей обязательно нужно учитывать, — уверена Татьяна Бодрова. — Более того, проводить просветительскую работу, показывать и доказывать, что этот человек имеет отношение к нашему городу и достоин этой чести. Кроме того, необходимо тщательно выбирать место для их установки.
 
С ней солидарен и Павел Коровин, который считает: для того чтобы решение об установке памятников принимала не отдельная группа людей, СМИ должны привлекать внимание к значимым личностям в истории Самары, проводить дебаты:
— Обратная связь может осуществляться через комментарии, открытые круглые столы и так далее.
 
В конечном итоге очевидно одно. Дискуссию можно и нужно продолжать. Но все-таки нужно понимать, что памятник устанавливается на века, поэтому как тема, так и сам объект должны быть достойными. Здесь важно руководствоваться не эмоциями, а здравым смыслом. И что самое важное — ставить задачу не «плюнуть в вечность», а сделать «лицо» города выразительным и достойным.
ТЭГИ:

Читайте также:

Культура

Программа акции «Библионочь-2024» в Самаре

Публикуем программу всероссийской просветительской акции «Библионочь-2024», которая пройдет 20 апреля

Комментарии

0 комментариев

Комментарий появится после модерации